|
Социально-психологическая характеристика личности
|
|
|
|
Личность, как мы уже отмечали, понятие многообразное. Исследова¬тели в это понятие вкладывают самое различное содержание. Однако можно выделить два основных подхода: одни из них рассматривают личность как конкретного человека, носителя сознания*, другие делают упор на социальное свойство индивида как на «совокупность интег¬рированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процес¬се прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людь¬ми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и обще¬ния»**. Оба подхода акцентируют внимание на содержательной стороне понятия «личность», представляющей собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств. «Для психологии, — отмечает Е.В. Шорохова, — личность — это человек как носитель сово¬купности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и поведения»***._____________________________________________________________________________* См.: Платонов К.К. Личность и труд. М., 1965. с. 19.** Кон И.С. Социология личности. М., 1967, с. 7.*** Шорохова Е.В. Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974, с. 17Каждый конкретный человек — это не просто индивид со своими особенностями, а личность, интегрирующая социально-типические чер¬ты класса, этнической общности, группы. Чтобы понять конкретного индивида, надо изучить его как личность. В Древней Греции слово «личность» (persona) обозначало маску (русское «личина»), которую надевал актер в театре, а затем самого актера и его роль. У римлян это слово употреблялось с указанием социальной функции или роли: лич¬ность отца, личность обвинителя, личность судьи и т. д. При употребле-нии слова «личность» повсеместно стали подразумевать «роль», которую играет в обществе тот или иной человек.Различают две разновидности ролей: конвенциальные и межлич¬ностные*._____________________________________________________________________________* См. подробнее по данной проблеме: Ананьев Б.Г. Общие вопросы социологической и психоло-гической теории личности. В кн.: О проблемах современного человекознания. М., 1977,с. 229-252.Конвенциальные роли представляют собой стандартизированные права и обязанности — отец, мать, сын, начальник, руководитель и т. п. Отношения между людьми, заключенные в этих ролях, лежат на поверх¬ности, и нет ничего легче, чем ошибиться, истолковывая по ним истин¬ное содержание интересующей нас личности. Казалось бы, раз перед тобой начальник, которому подчиняются другие, то, следовательно, он наделен какими-то качествами, которые делают его лидером. Однако это далеко не всегда так. Если мы, например, знакомимся с какой-нибудь семьей, то автоматически обращаемся к отцу как к главе семей¬ства, и здесь мы также часто ошибаемся. Жизненные наблюдения и ис¬следования показывают, что отец может играть очень много ролей: пользующийся доверием, честолюбец, трудяга, безответственный и т. д. Здесь мы наблюдаем наличие другого вида ролей. Это межличностные роли.В отличие от конвенциальных межличностные роли выступают в виде прав и обязанностей, выполнение которых зависит от индивидуальных особенностей членов группы. Несмотря на свое «официальное» положе¬ние, отец, например, может не быть главой семьи. Здесь дает о себе знать социальный статус личности, то есть социальное положение человека в обществе. Другой, наиболее важной его составляющей является субъективная оценка людьми члена своего круга.Важность названного феномена заключается в том, что на его основе формируется самооценка личности, лежащая в основе чувства собствен¬ного достоинства.Люди с развитым чувством собственного достоинства отличаются последовательностью действий. Они справляются со своими внутрен¬ними конфликтами, подавляют склонности, которые доставляют им неудобство, проявляют высокий самоконтроль. Это уравновешенные, тактичные, спокойные и независимые люди. Люди с низким уровнем чувства собственного достоинства обладают противоположными качествам. У тех и у других в связи с этим формируются специфические качества самосознания.Самосознание — это прежде всего осознание себя в качестве устойчи¬вой, более или менее определенной единицы, сохраняющей свою неза¬висимость и целостность в различных ситуациях. Самосознание — это образ «Я», установка по отношению к самому себе. Каждый человек, если у него нормально функционирует самознание, в какой-то степени осознает свои достоинства и недостатки, признает свои ошибки. Если же он отказывается от этого полностью или хотя бы частично, то, чтобы поддержать свой уровень самосознания, вводит в действие механизмы психологической защиты. «Идея «психологической защиты», — пишет В.Ф. Бассин, — отразила совершенно реальную и важную сторону пси¬хической деятельности... Психологическая защита является нормаль¬ным, постоянно применяемым психологическим механизмом...»*._______________________________________________________________________* Бассин В.Ф. О силе «Я» и психологической защите. Вопросы психологии, 1969, №2, с. 124.На формирование личности оказывают влияние как деловые, так и личные отношения.Конкретная социальная общность, в пределах которой люди непо¬средственно контактируют между собой (семья, сотрудники кафедры и т.п.), называется малой группой. Наиболее развитая социальная группа — коллектив.Основное назначение социальной группы — целенаправленное регу¬лирование межличностных отношений для реализации интересов группы. В социальной группе индивид находится в отношениях не только с другим индивидом, но и с множеством членов группы.Положение человека в группе, его права и обязанности определяют статус личности. Поведение личности в соответствии с его обществен¬ным статусом называется социальной ролью.Группа своими требованиями может усиливать или ослаблять отдель¬ные свойства личности.В своей микросреде человек вступает в непосредственные личные контакты, возникают межличностные отношения, которые зависят не только от нравственно-психологических особенностей людей, но и от их социального статуса. Люди часто тормозят в себе те проявления, ко¬торые противоречат групповому мнению. Это явление называется конформностью (от лат. слова con-formis — подобный). Чем выше степень единства в группе, тем выше требования конформности, тем меньше вероятность отклонений.Человек усваивает ту линию поведения, которая поддерживается, одобряется тем ближайшим к нему окружением, с которым он контактирует. И если в нем преобладают мнения, позиции и представления, противоречащие нормам морали и права, то, разделяя их, индивид вступает в конфликт с обществом и законом. Так, совместная преступ¬ная деятельность подростков оказывает на соучастников значительно большее разлагающее влияние, чем преступление, совершенное в оди¬ночку. Подросток, приобщаясь к атмосфере преступной группы, под¬вергается быстрой десоциализации.Социальные нормы являются важнейшими средствами социального воздействия на индивида, они используются обществом и группами для формирования необходимых им типа поведения и свойств личности.В процессе деятельности, общения и взаимодействий в обществе и группах у личности вырабатывается нормативно-ценностная систе¬ма — особое психологическое образование — важнейший компонент внутреннего мира личности, интегративная система внутренних регуля-торов поведения человека. Формирование этой системы — основное направление социального развития личности как специфического в психологическом плане процесса становления гражданина.Полнота и степень реализации прав и свобод во многом зависят от самой личности, от ее социальных установок, ценностных ориентации и других психологических свойств и качеств. Социально-правовая ак¬тивность проявляется как способ самоактуализации личности, реали¬зации ее внутреннего социально-политического и нравственного потенциала*.________________________________________________________________________* Новик. Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. Минск, 1989, с. 87-89. |
|
|